В связи с проведением тех. работ на ФГИС ЕГРН могут наблюдаться задержки в выдаче выписок более 48 часов.

Оформление земли в собственность: где, как и сколько длится регистрация

Оформление земли в собственность- это обязательная процедура, которая дает возможность владельцу участка распоряжаться им по своему усмотрению. Процедура регламентирована действующими законодательными актами. При соблюдении установленных правил любой собственник сможет зарегистрировать свои права в Росреестре.

Оформление земли в собственность: Обязательно и нужно ли?

Оформление земли в собственностьРегистрация права собственности на объект недвижимости - это обязательная процедура. После оформления документов владелец имеет право проводить с имуществом любые юридические сделки и использовать участок согласно целевому назначению.

Если земля не оформлена в собственность, с ней запрещены имущественные сделки. К тому же участок с неопределенным владельцем часто становиться объектом судебных разбирательств и пограничных споров. 

Основная причина, по которой граждане не торопятся оформлять землю - это необходимость внесения налога. Также многие собственники не хотят тратить время и деньги на сбор документов и бюрократическую волокиту. Правительство в очередной раз пошло на встречу владельцам земли и продлило упрощенный порядок регистрации домов в СНТ до 2021 года. Но если земля не оформлена, то и дом вы тоже не сможете оформить, соответственно застать дачную амнистию в действие шанс уменьшается. 

Вся информация о недвижимости, зарегистрированной в России, храниться в базе Росреестра. Получить данные о любом участке можно, заказав выписку ЕГРН. оформить справку за 10-15 минут онлайн можно на портале EGRNKA.RU.

Для чего необходимо оформлять землю в собственность

оформлять землю в собственностьРегистрация права собственности на участок дает законному владельца неограниченные полномочия. После составления документов он имеет право распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению в рамках действующего законодательства. Оформление земли в собственность необходимо для решения следующих задач:

  • Проведение юридических сделок (купля-продажа, дарение, передача по наследству);
  • Возведение и регистрация построек в Росреестре;
  • Решение споров с собственниками соседних участков;
  • Оформление прописки на территории участка;
  • Проведение инженерных коммуникаций;
  • Извлечение полезных ископаемых;
  • Строительство объектов.

Найти объект

Законодательное регулирование

Порядок оформления земельного участка регламентируется следующими законопроектами:

Как проверить, в собственности ли земля?

Информация о земельных участках и объектах недвижимости, которые стоят на госучете, хранится в базе Росреестра. Эти же данные дублируются на Публичной кадастровой карте. Чтобы изучить проверить, в собственности ли участок, нужно указать в поисковой строке ПКК адрес или кадастровый номер. 

При необходимости можно заказать выписку ЕГРН. Она содержит характеристики участка и сведения о его законных владельцах. На портале EGRNKA.RU оформление справки занимает не более 15 минут. Выписка заверяется ЭЦП госрегистратора и имеет одинаковую с бумажным экземпляром юридическую силу.

Порядок действий для оформления земельного участка: инструкция

Собственник надела для правомерной эксплуатации имущества обязан зарегистрировать свои права в ЕГРН. Если игнорировать это требования, то права владельца будут ограничены, а любые сделки будут признаны неправомерными. Правильно пройти регистрацию в Росреестре можно с помощью подробной инструкции.

Список документов для оформления земли в собственность

  • Заявление;
  • Гражданский паспорт владельца;
  • Правоподтверждающий документ или выписка ЕГРН;
  • Кадастровый паспорт.

Быстро получить выписку из ЕГРН можно, обратившись через портал ЕГРНка. Подать заявку могут не только с жители Москвы, но и других регионов России. Для того чтобы получить электронную выписку потребуется ввести номер кадастрового паспорта. Сервис работает круглосуточно и поэтому получить данные можно в течение 1 до 48 часов. Все зависит от того насколько стабильно работает Росреестр. Во всяком случае это удобнее и быстрее.

Оплата госпошлины

Оплата госпошлиныСтоимость оформления имущественного права включает расходы на:

  • Внесение госпошлины;
  • Оплату регистрационных действий.

Размер пошлины зависит от целевого назначения участка, статуса заявителя и документа, на основании которого производится оформление. Если надел оформляется по упрощенной схеме на условиях дачной амнистии, владелец обязан оплатить 350 рублей и прикрепить квитанцию к основному пакету документов.

Обращение в Росреестр

Традиционный способ - личное обращение в Росреестр. Сделать это можно и онлайн. Однако нужно учитывать, что все-таки придется оригиналы правоустанавливающих документов предоставить лично в выбранное территориальное отделение. Плюс регистрации через интернет заключается в экономии времени. 

Подача заявления

Бланк заявления № 520 разработан в 2015 году Минэкономразвития (приказ № 920). Это многостраничная форма, которую достаточно трудно правильно заполнить без помощи сотрудника. 

Если вы заявление оформляете через интернет, то следует в первую очередь открыть официальный сайт Росреестра и на его страницах найти раздел соответствующей услуги. Далее нужно пройти регистрацию и заполнить бланк.

Скачать утвержденный типовой Форма заявления о ГКУ и ГРП (в изм редакции).

Выписка из ЕГРН

После регистрационных действий и внесения изменений в базу Росреестра новый собственник получает документ с подтверждением своих прав - выписку из ЕГРН. Она заменила Свидетельства о собственности старого образца. Документ используется при заключении юридических сделок с имуществом. Он отражает технические характеристики объекта недвижимости и историю перехода имущественных прав.

На портале ЕГРНка.ру можно заказать выписку из Росреестра онлайн за 5-10 минут. Готовый документ подписывается электронной подписью и отправляется на e-mail указанный при заказе. При необходимости документ можно распечатать на любом носители. Справка имеет законную силу.

Образец:

Выписка из ЕГРН

Какие земли нельзя оформить в собственность?

Какие земли нельзя оформить в собственностьОграничения по регистрации отдельных категорий земли зафиксированы в Земельном кодексе РФ (ст. 27). Согласно нормативному акту, запрещено оформлять в собственность:

  • Территорию общего пользования (улицы, парки, площади, скверы);
  • Объекты под особой охраной (заповедники, памятники культуры, заказники);
  • Участки на территории кладбища;
  • Наделы, где находится хранилище опасных веществ;
  • Территории под особым госконтролем (ВВС, МВД);
  • Земля, участвующая в аукционе.

Проверить статус земельного участка можно в Росреестре, заказав выписку ЕГРН.

Особенности оформления земель

Особенности оформления земельРегистрация права собственности на земельный участок производится только на законном основании. Например:

  • Покупка;
  • Получение наследства;
  • Приватизация;
  • Обмен;
  • Получение участка от государства.

В зависимости от способа приобретения надела, отличается процесс оформления его в собственность.

Полученных по наследству

Особенности оформления земель полученных по наследствуПри получении надела в наследство от собственника по закону наследникам отводится 6 месяцев на оформление документации Заявитель может как согласиться на положенный ему по праву участок, так и отказаться от него. В случае согласия нужно подать соответствующее заявление и посетить:

  • Кадастровую палату;
  • Паспортный стол - здесь выдают справку о месте регистрации и документ, подтверждающий родство с умершим;
  • Нотариальную контору - для заверения завещания.

Также может потребоваться документ из налоговой службы. Он необходим, если надел наследодателю также перешел в наследство. Справка из ЕГРЮЛ требуется в тех ситуациях, когда земля относится к территории дачного кооператива.

Через 6 месяцев после проверки всего пакета документов нотариус выдает свидетельство, на основании которого можно пройти регистрацию собственности в кадастровой службе.

Находящихся в аренде

Особенности оформления земель в арендеБольше всего споров и трудностей возникает при получении в собственность тех участков, которыми граждане распоряжаются по договору бессрочной аренды, который в прошлом был заключен с субъектом федерации. В таких ситуациях в первую очередь нужно получить разрешение на оформление собственности от того сотрудника администрации, в ведении которого находится право выносить подобные решения. Дальнейшие действия без этой справки нецелесообразны.

Если документ выдан, то нужно дальше придерживаться следующих правил:

  • Заключить договор с геодезической организацией, которая может сделать генеральный план -схему объекта;
  • Подать заявление на имя собственника земли (в муниципалитет или городскую администрацию).

Бесхозной земли

Оформление бесхозного участка - многоэтапная процедура, которая занимает не один год. Алгоритм действий по регистрации надела:

  • Заявление в местную администрацию с прошением о поиске собственника;
  • Постановка участка на временный кадастровый учет (на один год);
  • Передача земли муниципалитету через суд (если владелец не заявит о своих правах);
  • Аренда участка;
  • Сбор необходимых документов и подача их в Росреестр для регистрации прав;
  • При положительном ответе от муниципалитета, новый владелец может выкупить землю по рыночной цене;
  • Подписание договора купли-продажи;
  • Регистрация прав в Росреестре;
  • Получение выписки ЕГРН.

При приватизации

Особенности оформления земель при приватизацииПолучить бесплатно земельный участок с постройками можно, если владелец пользовался имуществом до 1990 года или получил в собственность до 2001 года. Приватизация - это сложная процедура со своими особенностями. Она регламентируется ФЗ РФ № 178.

Для регистрации прав на землю нужно обратиться в Росреестр с полным пакетом документов и Актом о приватизации.

По дачной амнистии

Воспользоваться упрощенной схемой регистрации имущественного права могут следующие категории владельцев:

  • Граждане с бесспорным правом собственности;
  • Владельцы наделов в СНТ;
  • Лица, которые уже начали регистрационные действия.

По условиям дачной амнистии владелец должен предоставить в Росреестр минимальный пакет документов, оплатить пошлину и получить в течение месяца выписку ЕГРН с подтверждением своих прав. 

Дачная амнистия продлена до марта 2021 года. Действует она только на ОКС (объекты капитального строительства), на землях сельхоз. назначения в СНТ. У владельцев загородного имущества есть совсем немного времени, чтобы воспользоваться льготами на оформление своих домов.

Найти объект

Как действовать в нестандартных случаях

Процедура оформления земли может отличаться в каждой конкретной ситуации.

Особенности оформления земель при межеванииЕсли приобрели участок до 2001 года

Для регистрации прав собственности на надел, приобретенный до изменений в законодательстве, нужно получить кадастровый паспорт. Изготовлением документа занимается кадастровая служба. После составления бланка можно подавать заявление в Росреестр на регистрацию прав.

Если нет межевания

Без определения границ участка земля в собственность не оформляется. Если межевания нет, нужно обратиться в геодезическую компанию, которая имеет лицензию на оказание этого вида услуг. 

Для составления межевого плана кадастровый инженер:

  • Анализирует карты местности и геодезические данные;
  • Составляет план участка и схему геодезических построений;
  • Оформляет межевание согласно нормам.

После этого полученный план вместе с правоподтверждающими документами и копией паспорта подаются в Кадастровую палату. Также нужно оплатить и госуслугу постановки объекта на учет (если участок). Межевание вместе с получением обновленного кадастрового паспорта в среднем занимает около 6 месяцев.

Если нет документов на землю

Особенности оформления земель без документовЕсли документ, на основании которого участок был передан в собственность, утерян, устарел или оформлен с неточностями, перед регистрацией права бланк нужно привести в порядок. Способы восстановления:

  • Обращение в архив за дубликатом при утере оригинала;
  • Перезаключение сделки купли-продажи - если имеются ошибки и несоответствия закону;
  • Узаконивание сделки через суд - если из документов на руках только членская книжка;
  • Выделить свой надел в собственность путем приватизации - если надел является частью СНТ.

Тонкости оформления при купле-продаже

Подписание договора о продаже недвижимого имущества проводится в нотариальной конторе. Продавец и покупатель заполняют согласие на проведение сделки. Документ имеет определенную форму и заверяется нотариусом. После подписания договора новый владелец должен зарегистрировать свои права в Росреестре.

Для оформления участка нужно предоставить заявление с документами в любое отделение Росреестра или в МФЦ. Подать заявку может лично владелец или его официальный представитель. После регистрации собственнику выдается выписка ЕГРН.

Сроки оформления

Время регистрации прав собственности на земельный участок занимает до 14 рабочих дней. Если в документах не обнаружено ошибок, то госрегистратор выдает положительное решение и вносит изменения в базу Росреестра.

Найти объект

Часто задаваемые вопросы

Сколько стоит оформить право собственности на землю?

При регистрации вновь образованного участка владелец оплачивает госпошлину (350 - 2000 рублей для физ лица).

Обязательно ли делать межевание для регистрации?

Да, без четко установленных границ участка невозможно оформить его в собственность. Межевой план входит в список обязательных документов для регистрации земли.

Как быть, если нет документов, подтверждающих право владения землей?

В случае утери документов на участок, нужно обратиться в архив за их дубликатом или перезаключить сделку купли-продажи.

Выдается ли свидетельство о праве собственности?

Нет, Свидетельство на гербовой бумаге заменила выписка из ЕГРН. бумажный и электронный экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.

Источник: https://egrnka.ru/info/oformlenie-zemli-v-sobstvennost/

Редактор блога
Иван Чернов
Помощник кадастрового инженера компании портала ЕГРНка

Комментарии (0)