В связи с проведением тех. работ на ФГИС ЕГРН могут наблюдаться задержки в выдаче выписок более 48 часов.

Оформление земли в собственность: где, как и сколько длится регистрация

Земельные участки есть у многих граждан России, но не все из них являются собственниками выделенных государством участков. Постепенное изменение законодательной базы РФ как упрощает порядок оформления земель, так и дает право муниципалитетам забирать бесхозные наделы, то есть те, собственность которых не подтверждена. Получить документы на свой участок вполне реально, но необходимо знать, что каждый отдельный случай предполагает определенный порядок действий. 

Зачем требуется оформление земли в собственность. Законы РФ

После оформления земли в собственность титульный владелец получает ряд юридических полномочий. Согласно им он может:

  • Распоряжаться землей по своему усмотрению, то есть продавать, дарить, отдавать в залог или в аренду, разделять на отдельные доли;
  • Извлекать из участка природные ресурсы в соответствии с положением ст. 42 Земельного кодекса РФ;
  • Защищать собственность от посягательств третьих лиц, в том числе в судебном или административном порядке.

Оформление земли бумагиПри оформлении земли частную собственность нужно ориентироваться на ЗК, а точнее на его федеральный закон № 136. Собственности посвящена 3 глава этого закона. В статье 15 идет речь о правилах приобретения и оформления земельных участков в личную собственность для юридических и физических лиц.

В ст. 27 этого закона перечисляются основания, препятствующие передачи участка в частное владения или ограничивающие ее последующее использование.

С 2017 года действует закон 218:

  • В 14 статье закона расписаны нормы, на основании которых можно зарегистрировать участок;
  • В статье 25 указываются основания, позволяющие возвратить документы и заявление;
  • В статье 26 расписаны случаи, при которых могут приостановить регистрацию;
  • Статья 27 регламентирует права государства, на основании которых могут отказать в регистрации.

Основания для оформления

Надел в личную собственностьНадел в личную собственность можно оформить, только если для этого есть законные основания. Согласно действующим на сегодня законам такое право появляется, если вы землю:

  • Приобрели в результате заключения с продавцом купчей сделки;
  • Получили по договору дарения;
  • Получили после вступления в наследство;
  • Приобрели путем заключения пожизненного договора использования с муниципальными, государственными или региональными властями;
  • Арендуете у государства;
  • Решили приватизировать, в том числе и в том случае, если она подходит под нормы закона о “дачной амнистии”;
  • Обменяли на другой надел или на объекты движимого или недвижимого имущества.

В каждом из перечисленных выше случаев придется действовать, соблюдая ряд соответствующих инструкций.

При покупке

Оформление земли в собственностьФедеральный закон Земельного кодекса РФ разработан таким образом, что со временем оформить право собственности на участок можно будет только вследствие ее покупки. Подтверждающий документ в этом случае договор купли продажи. Чтобы процедура оформления не вызвала нареканий и претензий со стороны третьих лиц проводить ее желательно, обратившись в соответствующую нотариальную контору. 

Зарегистрировать собственность можно при помощи трех документов:

Первоначально заверяющему сделку сотруднику потребуются оригиналы, но в дело прикладываются их копии.

Быстро получить выписку из ЕГРН можно, обратившись через портал ЕГРНка. Мы работаем не только с жителями Москвы, но и по всем регионам России. Для того чтобы получить электронную выписку потребуется ввести номер кадастрового паспорта. Мы работаем круглосуточно и поэтому получить данные можно в течение 1-2 часов.

Найти объект

При наследовании

оформление земли в собственностьПри получении надела в наследство от собственника по закону наследникам отводится 6 месяцев на оформление документации Заявитель может как согласиться на положенный ему по праву участок, так и отказаться от него. В случае согласия нужно подать соответствующее заявление и посетить:

  • Кадастровую палату. В ней выдадут выписку из кадастра, паспорт участка (с указанием его стоимости), справку об объектах, построенных на территории участка, формой ЕГПР №3 ( выдается на имя наследодателя);
  • Паспортный стол. Здесь выдают справку о месте регистрации и документ, подтверждающий родство с умершим;
  • Нотариальную контору. В ней заверяется завещание.

Также может потребоваться документ из налоговой службы. Он необходим, если надел наследодателю также перешел в наследство. Справка из ЕГРЮЛ требуется в тех ситуациях, когда земля относится к территории дачного кооператива.

Через 6 месяцев после проверки всего пакета документов нотариус выдает свидетельство, на основании которого можно пройти регистрацию собственности в кадастровой службе. Помимо заявления на переоформление на себя недвижимости и нотариального свидетельства потребуются:

При правильном сборе документов обычно никаких препятствий при оформлении собственности по праву наследования не возникает.

По дарственной

Если земля перешла к вам по дарственной, собственность придется зарегистрировать у нотариуса. Специалист имеет право переоформить надел, если заявитель предоставит ему:

  • Кадастровый паспорт;
  • Межевой и генеральный план;
  • Техническую выписку из БТИ;
  • Справку о том, что в налоговой службе претензий по земельному налогу нет. То есть должна отсутствовать задолженность по участку.

После проверки документов нотариус выдает справку, удостоверяющую переход частного имущества владельцу. Далее он соответствующее заявление направляет в Росреестр, где уже законно подтверждают право собственности на земельный надел и вносят соответствующие поправки.

При приватизации

Приватизация землиПриватизация возможно тех земель, которыми собственник начал пользоваться еще до 1990 года или приобрел до 2001 года.

Приватизация - достаточно сложный процесс, порядок осуществления которого зависит от местоположения объекта. Если участок относится к городу, то документы следует подать в городскую администрацию, при его принадлежности к районам заявление приносится в поселковую администрацию.

Надел может быть передан в собственности платно (по договору купли продажи) или бесплатно (по праву наследования). Но в любом случае необходимо завершить регистрацию, обратившись в Росреестр. На руках у заявителя должны быть:

  • Удостоверение личности;
  • Решение, принятое государственными органами;
  • договор купли-продажи.
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Выписка из кадастрового паспорта.

В заявлении указывается просьба о регистрации земельного актива. Одновременно вместе с наделом можно приватизировать и перевести в собственность стоящие на земле дома и иные строения.

По закону о дачной амнистии

Дачная амнистияДачная амнистия предоставляет льготы, упрощающие перевод земли в собственность. С 2007 года наделы, выданные гражданам в дачных кооперативах или садовых товариществах, можно перевести в свою собственность. Для этого используется простая пошаговая инструкция:

  • Найти оригинал правоустанавливающего документа;
  • Взять кадастровый паспорт и межевой план;
  • Оплатить в банке госпошлину;
  • Подать заявление в Росреестр или в МФЦ. К заявлению прилагаются все указанные выше справки.

Через две недели вы сможете получить выписку из ЕРГН, подтверждающую ваше право на землю.

Под дачную амнистию не подходят наделы, используемые по договору аренды, который может быть заключен как с мунипалитетом, так и с физическим или юридическим лицом.

При договоре бессрочной аренды

При договоре бессрочной арендыБольше всего споров и трудностей возникает при получении в собственность тех участков, которыми граждане распоряжаются по договору бессрочной аренды, который в прошлом был заключен с субъектом федерации В таких ситуациях в первую очередь нужно получить разрешение на оформление собственности от того сотрудника администрации, в ведении которого находится право выносить подобные решения. Дальнейшие действия без этой справки нецелесообразны.

Если документ выдан, то нужно дальше придерживаться следующих правил:

  • Заключить договор с геодезической организацией, которая может сделать генеральный план объекта;
  • Подать заявление на имя собственника земли (в муниципалитет или городскую администрацию).

Обязательно требуется предоставить и оригинал и копию удостоверения личности. При оформлении аренды надела в полноправное его владение оплаты не требуется.

Найти объект

Где регистрируется право собственности

обращение в РосреестрТрадиционный способ - личное обращение в Росреестр или в МФЦ. Сделать это можно и онлайн. Однако нужно учитывать, что вам все-таки придется оригиналы правоустанавливающих документов предоставить в соответствующие организации. Плюс регистрации через интернет заключается в экономии времени.  

Заявление на регистрацию 

Бланк заявления № 520 разработан в 2015 году Минэкономразвитем. Это многостраничная форма, которую достаточно трудно правильно заполнить без помощи сотрудника. 

Если вы заявление оформляете через интернет, то следует в первую очередь открыть официальный сайт Росреестра и на его страницах найти раздел соответствующей услуги. Далее нужно пройти регистрацию и заполнить бланк.

Длительность регистрации

Если документы вы подаете через Росреестр, то справка о признании вашего права на законное владение участка выдается в течение недели. При подаче через МФЦ этот срок может увеличиться на 2-3 дня.

Выдается ли свидетельство о праве собственности

Особенностью современных правовых норм является то, что как таковое свидетельство о зарегистрированной собственности не выдается. Вместо него вы получите официальную выписку ЕРГН из Росреестра.

На портале ЕГРНка вы можете заказать выписку из Росреестра онлайн за 5-10 минут. Готовый документ подписывается электронной подписью и отправляется на ваш e-mail указанный при заказе. При необходимости документ можно распечатать на любом носители. Справка будет имеют законную силу.

Найти объект

Оформляют участки в собственностьОформляют ли участки в собственность, если не проводилось межевание

Без определения границ участка земля в собственность не оформляется. Если межевания нет, что можно проверить по выписки из ЕГРН, нужно обратиться в геодезическую компанию, которая имеет лицензию на оказание этого вида услуг. Межевание по закону проводится и бесплатно, однако в этом случае процедура может занять месяцы и годы.

Для составления межевого плана кадастровый инженер:

  • Первоначально анализирует карты местности и геодезические данные;
  • Составляет план участка с отметкой на нем коммуникаций и строений;
  • Оформляет межевание согласно нормам.

После этого полученный план вместе с право подтверждающими документами и копией паспорта подаются в Кадастровую палату. Также нужно оплатить и госуслугу постановки объекта на учет. Межевание вместе с получением обновленного кадастрового паспорта в среднем занимает около 6 месяцев.

Когда право собственности оформить не получится

Согласно ст. 27 ЗК зарегистрировать право собственности будет невозможно, если частное владение входит в территорию:

  • Мемориальных и общественных кладбищ;
  • Водоохранных и заповедных субъектов;
  • Участков, находящихся на балансе госструктур - ФСБ, Министерства обороны, МВД;
  • Земель, на которых имеются культурные или архитектурные исторические памятники.

Узнать о статусе земельного надела можно в органах местной администрации.

Найти объект

Редактор блога
Иван Чернов
Помощник кадастрового инженера компании портала ЕГРНка

Комментарии (0)